Несколько дней в живописном месте.

           

Глава первая или Дорога в Филяндино.

В начале года позвонил мне мой друг, инок Аркадий, и предупредил о том, чтобы я не строил планов на окончание сессии, так как они посовещались с нашим общим другом, монахом Венедиктом, и решили «затащить» меня в Филяндино, живописную деревню на границе Ивановской и Владимирской областей. Ну, о Филяндино я был наслышан, очарован фотографиями, упоен рассказами о её красотах. Не мучаясь в раздумьях, я дал свое согласие, да и что мне оставалось делать, когда все мои рассказы  о том, что, дескать «поживем – увидим» окончились бы огорчением. Тем не менее, я не мог сказать, что эта поездка состоится, да, в общем- то, может ли сказать кто - нибудь из нас, что его планы непременно сбудутся?   Нет, не может, но я тем временем собирался в гости к отцу Венедикту в пока далекое Филяндино.

            Время пролетело незаметно, и мы сидели в электричке, приближающей нас к этой деревеньке. Отец Аркадий, можно сказать главный инициатор моей поездки, в последний момент «откололся» от нашей компании, поэтому в «вожделенное» Филяндино направлялись: о.Венедикт, мой дражайший сокурсник - иерей Николай Кокурин и я. Но дорога к таким русским уголкам, которые, наверное, без должного смущения можно назвать жемчужинами Владимиро – Суздальской земли, не определялась покачиванием в пригородном поезде, как сейчас называют электрички, «Иваново – Ковров». Мы и наши тяжелые, но почти также горячо любимые сумки были извлечены из душного вагона в Малыгино (я не знаю, что это, но запомню, ибо вряд ли откажусь от мысли побывать там ещё раз), здесь нам предстояло познакомиться с нашим дальнейшим средством передвижения и его хозяевами, но знакомиться, конечно, пришлось мне и о.Николаю, напряженная сессия не повредила память о.Венедикта до такой степени, чтобы он не помнил своих сослужителей и соседей. Мы, томя томящего нас, прошествовали от перрона к  ожидающему нас автомобилю марки «Волга», навстречу нам устремились её хозяева: о.Михаил, диакон с.Филяндино и его матушка Ксения. Приветствия… и мы стремительно стали удаляться от цивилизации, зелень за бортом нашего автомобиля становилась зеленее и обжигающей очи, резина поменяла асфальт на косогоры и ухабины (но резине не привыкать), да и дорога уходила в лес, мы ехали к Филяндино. Последние названия населенных пунктов: Володарка (Максима Горького), Ивишенье и, наконец, Филяндино. К машине дружно бежали две собачонки (русской патриотичной породы).   Первое застолье у о.Михаила, отмечали его тезоименитство, «многая лета, многая лета…., выпьем за это, выпьем за это, выыыыыыпьем за ээээто». Многолетиями и ужином закончился первый день, причем в три часа ночи.

 

            Глава вторая или чай у о.Михаила.

         День второй прошел незаметно, несколько часов здорового, как бы отметили экологи, экологически чистого сна. А вечером снова с любовью приготовленный матушкой Ксенией ужин, после которого чашка чая. В «пылу» беседы мы затронули тему «альтернативных религиозных организаций», попросту сект. Тут я был удивлен, тогда мне наивному было трудно догадаться, что в облике доброго отца диакона из глубинки спрятан высокообразованный психолог. Я, честно говоря, за этим ужином ему позавидовал, такой живой веры и пылкой ревности просто нельзя не позавидовать. Он просто отодвинул от себя чашку и говорил, говорил, говорил. Говорил о том, что православные, в общем то, «глупые и древние», совершенно не понимающие элементарных вещей, они (православные) в своей глупости воздвигали прекрасные соборы, которые от земли к небесам устремляли свои маковки. Они глупые выращивали на Руси, как в великолепном винограднике, великих подвижников веры и благочестия. Но и этого им было мало, - говорил отец диакон, - они и детей своих воспитывали в православии, уча их жить по Евангелию. Вот какая страшная штука, отец, а сейчас слава Богу, нашлись грамотеи, приехали с Запада, принесли новую веру, не строят храмов, да и зачем, когда можно собрать «поумневшее» или только стремящееся к уму в кинотеатре и все, смотри отец, как легко, собрал в кинотеатре и все… Да и смотри, насколько тяжела молитва глупых православных, стоят вымаливают, что – то, с Богом говорят разговариваем, а ведь можно просто сесть в кинотеатре и слушать новую супер мега проповедь «просветленного» брата. Все легко, но отец, ты не представляешь, как я рад и счастлив, что Бог сподобил меня родиться и жить в этой дремучей и глупой Руси и быть глупым и необразованным православным. Сколько наслаждения чувствовать себя культурно «нищим» в наших храмах и соборах, сколько величия в нашей дремучести – молиться даже тогда, когда слова молитвы звучат в простой комнатке перед бумажной иконочкой при пении хора из трех плохо обученных бабушек.  Великое счастье и великое наслаждение быть глупым и несчастным православным. Ты счастлив, отец, быть вместе со мной глупым и необразованным?» Отец Михаил закончил свою речь, которая была несомненно горячее, чем это может передать бумага и обширнее, чем я запомнил, потому – как я совершенно пораженный простотою и величием Филяндинского богослова шел мимо древнего храмового комплекса в келию в уехавшему на несколько дней отцу Бенедикту. Да, этот старинный памятник «глупой Руси» не всегда полон прихожан, не всегда легко найти масло, свечи и вино для богослужения, но одинок ли он в своей «глупости», нет, не одинок. Глупая, глупая Русь, оставайся на веки глупой, но православной, ибо в нем твое утверждение.

 

            Глава третья, помощь Богородицы.

         Не прошло и двух дней, когда к месту своего подвига вернулся отец Бенедикт. Около двух дней я подвизался в его келии, готовил себе пищу (которую сложно назвать монашеской) и читал Клайва Льюиса, томиком трудов которого предусмотрительно запасся у еще одного великолепного человека в селе Филяндино – Елены Климовой. Отвлекусь от сути моего рассказа и скажу, что Елену можно по «Булгаково – Белогвардейски» назвать Елена – Золотая, золотая именно с большой буквы. Дом Елены – это средоточие всего православного «бомонда» села Филяндино. Чего стоит только воспоминание ужина в праздник святых апостол Петра и Павла (меню перечислять не стану, да  и не в этом дело). Елена – Золотая, буду помнить вас вечно!!! Так вот, на чем я остановился…? Ага, отец Бенедикт вернулся, привезя в Филяндино своих московских друзей (отвлекаясь на комментарии, скажу, что я увидел на практике, что такое искренняя настоящая дружба), они, как это уже было принято, разбили палаточный лагерь, состоящий из одной палатки. Вечер обещался быть приятным. Перед выходом в «свет» отцом Михаилом была истоплена банька, в которую я пошел последним, по медицинским причинам скажу я, не вдаваясь в подробности. Перед тем, как выйти из келии, я, совершенно не желая кормить прожорливых москитов, предусмотрительно облачился в грубую, как монашеская власяница джинсовую куртку (что поделать, таковы гощения у монаха). Мобильный телефон я тоже, зачем - то повесил на пояс, после бани я его переложил в правый карман куртки. В предвкушении праздника я явился на поляну, побродил у костра, и тут меня осенило, телефона в кармане нет, нет по причине дыры в оном кармане. И пропал он именно после бани, по дороге на поляну, а дорога сплошь «трава по пояс», последняя надежда найти телефон самым легким способом, позвонив с телефона о.Венедикта и услышав знакомый «треск» в кустах, не оправдалась. Телефон был недоступен, побродив с фонарем, я, извинившись и простившись со всеми, ушел в келию. Сказать, что я был расстроен – это не сказать ничего. Вся моя телефонная база осталась потеряна, дубликата у меня не было даже дома. Придя в келию, я молился Богородице, прочел акафист, причем от своей греховности между строчек акафиста мне мерещился утерянный мобильник. Помолившись Богородице с уверенностью в том, что Владычица уж точно знает место нахождения «чуда» современной техники. Пришел отец Бенедикт, принеся мне в утешение жареную на углях курицу. «Найдем, отец, мы твой мобильник, не переживай, ничего с ним не станется» - говорил он мне. Я ещё раз сказал, что мне крайне дорого собрание телефонных номеров, разных провайдеров разных регионов России. Каких имен там только нет и дорогих, и нужных…. Отец, выслушав мои речи в ключе «Безнадега.ру», ушел. Я улегся калачиком и стал читать книгу Льюиса и тут я в своей полноте ещё раз осознал, какова помощь мира горнего. Дверь вновь открылась и в келию вошел её хозяин, взмах руки и на мое ложе, в теплое одеяло (лето Владимиро – Суздальской Руси – это не лето на Кубани)  упал мой сотовый. Удивительно было то, что его друг, приехавший из Москвы (имя не называю, не просил разрешения), решил посмотреть ежиков, а вместо ежиков нашел в траве мой сотовый. Второй удивительной вещью для меня было то, что он был католиком. Так вот Пресвятая Владычица помогла мне в очередной раз. То, что я уснул радостный и успокоенный и, конечно, благодарный Божией Матери и другу отца Бенедикта.   

 

Глава четвертая. Монах Клавдий.

Я молился за Божественной Литургией в храме Владимирской Божией Матери в последний раз в это лето. Молился, конечно – это громко сказано, мы после ужина, бесед и правил легли спать в 3 часа ночи. Мне очень хотелось спать, а нужно было ещё петь Литургию… После отпуста, во время проповеди о.Анатолия, настоятеля – этого «глупого» храмового комплекса, я вошел в алтарь угоститься любезно предложенной мне отцом Михаилом запивкой. Легко её потребив и вроде бы проснувшись, я был увлечен беседой с отцом Михаилом, он рассказывал мне о человеке, который был идеалом духовной жизни для отца диакона. Он отвечал за совершения богослужений в московских соборах, которые считаются музеями, соборы Кремля и собор Покрова Богородицы (собор Василия Блаженного). Удивительно, говорил мне отец Михаил, что старенький автомобиль «каблучок» даже не останавливали стражи правопорядка у ворот Кремля. Монаха Клавдия знали в Кремле. По словам отца диакона, эта личность – высота христианского духа.  «Хотели с матушкой стать его духовными чадами – говорил о.Михаил, - да не успели, умер он…. Если б был жив этот старец, потекли бы в наш храм прихожане. Но, самое замечательное, отец, произошло после его смерти. Он - то по национальности оказался чеченец, православный чеченец, который оставил свои мусульманские корни и стал человеком живой веры… После его смерти его земляки решили извлечь тело подвижника из гроба и перезахоронить по мусульманскому обычаю, но после того, как задуманное было сделано и имам увидел улыбающееся и розовое лицо из гроба, он сказал: «оставьте все как есть – это человек святой». Вспомнились мне слова великого канона Андрея Критского, что Богом «побеждается естества чин, творит бо елика хощет». Как тяжело порой опровергать, как стереотип засевшее в человеческом естестве представление, что «яблоко от яблони недалеко падает». Но будут ли гены оправданием на суде? Сможем ли мы сказать: «Господи, я не виноват, я просто уподоблялся моим ближним в их стремлениях ко греху»? Нет, не сможем мы этого сказать, каждый из нас будет отвечать за собственные грехи и пороки и будет получать воздаяние за собственные добродетели. Глядя на пример о.Михаила, может ли мы сказать, что мы можем без колебаний уподобить фруктовое дерево – человеку?

 

Послесловие.

Вечером был поход в лес за черникой. Труд тяжелый, я вам скажу, с не привычки то… Потом ужин в кругу друзей отца Бенедикта: овощи, жареные лисички и изысканное вино из оригинальных квадратных фужеров, в дополнение непередаваемый декор келии монаха с русской печкой, «красным» углом и компьютером. После ужина пошел прощаться с о.Михаилом и матушкой Ксенией. Тут другая сторона жизни: широкий нож, ловко режущий колбасу, причем не тонкими ломтиками. Наливочка какая – то, не помню какая, и тяжесть, тяжесть от того, что нужно прощаться, тяжесть от того, что больно прощаться. Искренние приглашения этого семейства приехать в гости ещё раз, визит Елены Климовой и прощание с ней…

Сборы, затянувшиеся за полночь и боязнь что - то забыть в Филяндино. В ту ночь я был уверен, что я взял все, что мне было нужно, уверен, что я ничего не забыл. Но вот прошло время и я могу сказать точно, что я все - таки там что – то забыл! И это что – то частичка моего сердца, свидетельство моих чувств к Филяндино…  

 

Фото данного путешествия:

http://foto.rambler.ru/users/mkardinal/filyandeno/

 

Сайт храма Свято - Владимиро - Никольского прихода села Филяндино: http://www.filyandino.ru/main.htm

 

Моя гостевая книга:

http://xbase.ru/?mkardinal

 

Hosted by uCoz